Реклама
|
Автомобильные свечи зажигания: Обслуживание.
- В течение первых 2000...3000 км пробега пробивное напряжение новой свечи зажигания повышается на 15...20% за счет округления кромок электродов. При дальнейшей работе под действием горючих газов, высокой температуры и искрового разряда электроды вырабатываются (выгорают) и зазор в свече увеличивается в среднем на 0.015 мм на каждые 1000 км пробега автомобиля. В результате пробивное напряжение искрового промежутка постепенно возрастает и рано или поздно система зажигания начинает работать с перебоями. В связи с этим через каждые 10 тыс. км пробега рекомендуется проводить регулировку искрового промежутка подгибкой бокового электрода, а через 30...40 тыс. км пробега - заменять свечи на новые. Использовать свечи с пробегом более 50 тыс. км не следует.
- Перед вывертыванием свечей необходимо удалить вокруг них грязь и обдуть посадочные места сжатым воздухом, чтобы предупредить засорение камеры сгорания через свечное отверстие в головке блока цилиндров.
- Вывертывать и завертывать свечу следует только при помощи свечного ключа со стандартным воротком длиной не более 20 см. Использовать вороток большей длины не рекомендуется, так как при затяжке или отворачивании чрезмерно затянутой свечи ее можно сломать. В случае использования свечи с конусной опорной поверхностью корпуса можно повредить не только саму свечу, но и посадочное гнездо в головке блока цилиндров.
- Для затяжки свечей лучше использовать динамометрический ключ, соблюдая рекомендуемый момент затяжки (табл. 2), который зависит от размера резьбы, вида опорной поверхности корпуса свечи и материала головки блока цилиндров.
-
табл. 2 |
рекомендуемый момент затяжки для свечей зарубежного производства (Н м) |
|
|
|
Материал головки блока цилиндров |
Плоская |
|
Чугун |
Алюминиевый сплав |
М 10*1 |
10...15 |
10...15 |
М 12*1,25 |
15...25 |
15...25 |
М 14*1,25 |
20...40 |
20...30 |
М 18*1,5 |
30...45 |
20...35 |
Конусная |
М 14*1,25 |
15...25 |
10...20 |
М 18*1,5 |
20...30 |
15...23 |
- Если во время установки резьба свечи смазывается графитовой смазкой, то момент затяжки следует уменьшить от рекомендуемых в табл. 2 значений на 20...25%. Новые фирменные свечи в смазке резьбы не нуждаются.
- При отсутствии динамометрического ключа поступают следующим образом. Завертывают свечу с чистой резьбой рукой до упора. Далее, используя штатный свечной ключ, продолжают ввертывать свечу до задержки вращения. После этого следует довернуть свечу. Для новых свечей с плоской опорной поверхностью корпуса и уплотнителыгым кольцом доворот составляет 90°. Если свеча с. уплотнительным кольцом уже находилась в эксплуатации — доворот не более 30°. Свечу зажигания с конусной опорной поверхностью корпуса и без уплотнительного кольца "поворачивают" всего на 15°.
- Более благоприятные условия воспламенения тошшвовоздушной смеси достигаются в камере сгорания двигателя, если ввернутая в головку блока цилиндров свеча располагается таким образом, чтобы боковые электроды не препятствовали доступу горючей смеси к искровой промежуток при открытии впускного клапана. Такое положение свечи можно обеспечить в пределелах допустимою угла Затяжки, предварительно сделав метки на корпусе свечи и на посадочном месте головки блока. Метки должны соответствовать оптимальному расположению свечи в камере сгорания относительно впускного клапана. Наиболее просто это выполнить для свечи с одним боковым электродом. Было замечено, что при таком расположении свечи стенки камеры cгорания меньше покрываются нагаром, двигатель более устойчиво работает на холостом ходу, меньше потребляет топлива и его мощность несколько возрастает.
- Величина воздушного зазора свечи с нечетным числом боковых электродов промеряется круглым щупом, который вставляется продольно относительно бокового электрода и должен проходить между электродами с едва ощутимым сопротивлением. Ясно, что плоским щупом точно измерить зазор невозможно, так как и результате электроэрозии на боковых массовых электродах образуются выемки, которые вносят погрешность в измерение искрового промежутка. Эта погрешность может составлять 40...60%, что необходимо иметь н виду при установке зазора в свече с нечетным числом боковых электродов.
- Основными неисправностями искровых свечей зажигания являются недостаточная герметичность по корпусу и центральному электроду, износ (выгорание) электродов, разрушение теплового конуса изолятора, образование нагара на внешней поверхности теплового конуса, что приводит к шунтированию воздушного зазора между электродами. Большинство неисправностей свечи зажигания можно определить внешним осмотром. Так при нарушении герметичности свечи говорит появление темненого налета в виде ободочка на наружной поверхности изолятора вокруг корпуса.
- Вывернув свечу из головки блока цилиндров, по характеру износа электродов и состоянию теплового конуса изолятора можно судить о техническом состоянии не только свечи, но и двигателя.
- У неработающей свечи все внутренние ее части покрыты влажным нагаром, а сама свеча при работе ДВС не нагревается выше средней температуры головки блока.
-
Типичные примеры внешнего вида внутренней торцовой части свечи зажигания вывернутой головки блока (рис. 5). Определение неисправности.
-
Нормальное состояние.(поз. а)
Тепловой конус изолятора слегка покрыт нагаром от серо-желтого, светло-коричневого до серо-белого цвета. Электроды не обгоревшие, торцовый ободок корпуса чистый. Можно утверждать, что приготовление горючей смеси в системе питания и установка момента воспламенения в системе зажигания безупречны, отсутствуют пропуски ценообразования и воспламенения. Калильное число свечи подобрано правильно. Двигатель и его системы работают устойчиво.
-
Отложения на изолинии и электродах. (поз. б)
Значительные отложения на электродах, тепловом конусе изолятора и на ободке корпуса свечи могут быть в виде шлака или в виде рыхлого легко отлетающего осадка. Основной причиной является наличие непредусмотренных инструкцией по эксплуатации двигателя присадок в моторном масле или топливе. По калильному числу свеча подобрана правильно. Если очистка свечи не дает результата, ее следует заменить.
-
Свеча покрыта черным нагаром. (поз. в)
Тепловой конус изолятора, электроды и ободок корпуса покрыты бархатистым матово-черным нагаром. Причинами могут быть неисправности в системе питания двигателя (карбюраторе или системе впрыска топлива), слишком богатая смесь, засорение воздушного фильтра; неисправность пускового устройства карбюратора или слишком длительный процесс пуска двигателя, преобладание перевозок на короткие расстояния, слишком "холодная" свеча. Вследствие образования такого нагара возможны пропуски искрообразовання и затруднение пуска холодного двигателя. Увеличивается расход топлива. Если свеча подобрана правильно, то после ее очистки и регулировки зазора, а также после устранения неисправностей в системах двигателя она может быть вновь установлена на место.
-
Замасленная свеча. (поз. г)
Тепловой конус изолятора, электроды и корпус свечи покрыты глянцево-маслянистыми отложениями или плотным маслянистым нагаром. Причины: сломано маелосъемпое кольцо, большой износ цилнндро-норпшевой группы двигателя, высокий у[ювень масла в картере, масло-съемные сальники клапанов пришли в негодность, у двухтактного двигателя переизбыток масла в тон-ливовоздушной смеси. Свечи, покрытые маслом, вызывают пропуски ценообразования, пуск двигателя затруднен или вообще невозможен. Перед очисткой свечу необходимо промыть струей бензина под напором.
-
Выгорание электродов. (поз. е)
Оплавление электродов (особенно центрального), следы расплава металла на тепловом корпусе изолятора, застывшие шарики металла на ободке корпуса говорят о чрезмерном перегреве свечи и калильном зажигании. Причины такие же, как и в предыдущем случае. Во избежание поломок двигателя эксплуатацию автомобиля следует прекратить до выяснения вовремя необнаруженных причин калильного зажигания.
-
Разрушение теплового конуса изолятора. ( поз. ж)
Разрушения теплового конуса изолятора в виде сколов или трещин. Эта неисправность чаще всего появляется на длительно и нормально работающих свечах, что может быть результатом постоянной детонации двигателя, перегрева свечи, расширения центрального электрода под действием высоких температур или его коррозии, "зарастание" воздушного канала (см. поз. 12, рис. 2)
между центральным электродом и изолятором нагарными отложениями, механического воздействия при неаккуратном обращении со свечой. Следует заметить, что появление детонационных стуков в двигателе может быть вызвано ранним зажиганием, калильным зажиганием при перегреве двигателя или непользованием топлива с несоответствующим октановым числом. Работа двигателя е детонацией недопустима, так как приводит к его преждевременному выходу из строя.
-
Металлизация электродов. ( поз. з)
При постоянном использовании бензина с антидетонационными присадками на основе солей свинца, срок службы свечей зажигания резко сокращается (с 50 тыс. до 10...15 тыс. км пробега). Объясняется это тем, что и центральный, и боковой электроды нормально работающей свечи зажигания покрываются неустранимым налетом свинцовых соединений в виде тонкой зеленоватой пленки. При появлении перебоев в системе зажигания такие свечи подлежат замене.
-
Если вам понравился
наш сайт
сообщите о нем
своему другу:
|
|